"Любить можно то, чему
отдал частицу своей души".
В. А. Сухомлинский
Так было всегда. Так есть. Так будет. Почему? Наверное потому, что по –другому нельзя. Идти только вперед, стремиться к вершине, заранее зная, что никогда тебе ее не достичь. И в то же самое время сознавая, что и на месте стоят недопустимо, а по отношению к детям еще и преступно. Новый мир предъявляет сегодня к школе высокие требования. Если дети хотят учиться, то в хорошей школе и у хороших учителей. Учитель должен проникнуть в мир ребенка, чтобы стать прекрасным педагогом и вместе с ним строить новую школу. Учитель всегда отвечает перед детьми, отвечает за детей. И верно, учителя «навечно вызваны к доске». Только в совместной деятельности учителя и ученика можно достичь гармонии взаимоотношений. Доверие и свобода! Вот где значимую роль приобретает приставка «со»: сотворчество, соучастие, соавторство.
Мое педагогическое кредо, педагогика сотрудничества, которое помогает решать задачи обучения, добиваться результатов, постоянно повышать мотивацию учения. Стараюсь видеть в каждом своем ученике личность, признаю его неповторимость, стремлюсь уважать мысли, чувства и права своих учеников, тем самым признавая главное – их право на сотрудничество.
Педагог – живой человек, и свои эмоции он несет на урок, в класс. Даже в минутном общении на перемене с любимыми и с «трудными» он проявляет чувствительность в постижении эмоционального состояния своих учеников, умеет видеть себя их глазами. Благодаря таким моментам я поняла, что наблюдательность, чувствительность и гибкость педагога становятся ведущими профессиональными качествами и основами творчества.
Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, свое восприятие окружающего мира. Самое важное – признание самобытности и уникальности ученика. Но как осуществить это? В этом и заключается мудрость учителя.
Педагогическая наука давно установила «Обучать надо не всех, а каждого». Но говорить об этом возможно только в том случае, когда при обучении акцент делается на развивающую функцию. Для формирования и развития знаний и интеллектуальных умений учащихся необходимо организовывать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации: учебной, научно-популярной литературой, наглядными пособиями, натуральными объектами или тестами, составленными учителем.
Главный смысл моей деятельности – создание ситуации успеха каждому ученику на каждом уроке. Мой опыт работы подсказывает, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка, резко изменяет его деятельность.
По моему мнению, у ребенка всегда должен быть шанс получить дополнительное знания, публично выступить, исправить ошибки, повысит оценку. Поэтому я просто обязана давать этот шанс детям. «Ты можешь!» - должен напоминать учитель ученику. «Он может!» - должны понимать окружающие. «Я могу!» - должен поверить в себя ученик.
Приходя в школу, дети ждут этой душевной щедрости от меня, от моих коллег, и никто не давал нам права обманывать их в этих ожиданиях.
Доброжелательная улыбка, замечания, не вызывающие обиды и неприятия, невербальное общение (иногда в процессе урока достаточно бывает жеста, взгляда, интонации, чтобы успокоить и подбодрить ошибающихся, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников) – все это способствует созданию положительных эмоций во время урока. За годы работы я прочно усвоила главное правило поведения: нужно вести себя так, чтобы ученик был уверен, что учитель его любит.
И вот, когда я снова и снова буду сдавать экзамен «на учителя» перед детьми, я буду совершенно спокойна, по крайней мере, внешне. И снова, как всегда, со мной будут моя прямота в словах и поступках, обдуманность, решительность в действиях. Только благодаря этим заповедям может состояться Учитель. Настоящий. Мудрый. Несущий знания детям.