Дорогу осилит идущий

                                                                     "Любить можно то, чему
отдал частицу своей души".
                                                                     В. А. Сухомлинский

     Так было всегда. Так есть. Так будет. Почему? Наверное потому, что по –другому нельзя. Идти только вперед, стремиться к вершине, заранее зная, что никогда тебе ее не достичь. И в то же самое время сознавая, что и на месте стоят недопустимо, а по отношению к детям еще и преступно. Новый мир предъявляет сегодня к школе высокие требования. Если дети хотят учиться, то в хорошей школе и у хороших учителей. Учитель должен проникнуть в мир ребенка, чтобы стать прекрасным педагогом и вместе с ним строить новую школу. Учитель всегда отвечает перед детьми, отвечает за детей. И верно, учителя «навечно вызваны к доске». Только в совместной деятельности учителя и ученика можно достичь гармонии взаимоотношений. Доверие и свобода! Вот где значимую роль приобретает приставка «со»: сотворчество, соучастие, соавторство.

    Мое педагогическое кредо, педагогика сотрудничества, которое помогает решать задачи обучения, добиваться результатов, постоянно повышать мотивацию учения. Стараюсь видеть в каждом своем ученике личность, признаю его неповторимость, стремлюсь уважать мысли, чувства и права своих учеников, тем самым признавая главное – их право на сотрудничество.

     Педагог – живой человек, и свои эмоции он несет на урок, в класс. Даже в минутном общении на перемене с любимыми и с «трудными» он проявляет чувствительность в постижении эмоционального состояния своих учеников, умеет видеть себя их глазами. Благодаря таким моментам я поняла, что наблюдательность, чувствительность и гибкость педагога становятся ведущими профессиональными качествами и основами творчества.

    Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, свое восприятие окружающего мира. Самое важное – признание самобытности и уникальности ученика. Но как осуществить это? В этом и заключается мудрость учителя.

    Педагогическая наука давно установила «Обучать надо не всех, а каждого». Но говорить об этом возможно только в том случае, когда при обучении акцент делается на развивающую функцию. Для формирования и развития знаний и интеллектуальных умений учащихся необходимо организовывать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации: учебной, научно-популярной литературой, наглядными пособиями, натуральными объектами или тестами, составленными учителем.

     Главный смысл моей деятельности – создание ситуации успеха каждому ученику на каждом уроке. Мой опыт работы подсказывает, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка, резко изменяет его деятельность.

     По моему мнению, у ребенка всегда должен быть шанс получить дополнительное знания, публично выступить, исправить ошибки, повысит оценку. Поэтому я просто обязана давать этот шанс детям. «Ты можешь!» - должен напоминать учитель ученику. «Он может!» - должны понимать окружающие. «Я могу!» - должен поверить в себя ученик.

     Приходя в школу, дети ждут этой душевной щедрости от меня, от моих коллег, и никто не давал нам права обманывать их в этих ожиданиях.

   Доброжелательная улыбка, замечания, не вызывающие обиды и неприятия, невербальное общение (иногда в процессе урока достаточно бывает жеста, взгляда, интонации, чтобы успокоить и подбодрить ошибающихся, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников) – все это способствует созданию положительных эмоций во время урока. За годы работы я прочно усвоила главное правило поведения: нужно вести себя так, чтобы ученик был уверен, что учитель его любит.

      И вот, когда я снова и снова буду сдавать экзамен «на учителя» перед детьми, я буду совершенно спокойна, по крайней мере, внешне. И снова, как всегда, со мной будут моя прямота в словах и поступках, обдуманность, решительность в действиях. Только благодаря этим заповедям может состояться Учитель. Настоящий. Мудрый. Несущий знания детям.